Общие вопросы. Функционал и должностные обязанности – что я должен делать?Копия
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О правах ребенка” под ребенком понимается «физическое лицо до достижения им восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме». В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.
Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе Республики Беларусь “О правах ребенка”, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах. Закон Республики Беларусь “О правах ребенка” также утверждает, что “каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия”.
Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд.
Лица, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в соответствии с национальной системой оповещения. Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК).
С 1 сентября 2022 года вступил в действие Государственный школьный стандарт. Он обязателен для применения во всех учреждениях общего среднего образования. Его цель – укрепить дисциплину и правопорядок в школе, обеспечить безопасные условия пребывания учащихся в учреждении образования, эффективность образовательного процесса, качество общего среднего образования.
Согласно Кодексу об образовании, учреждения общего среднего образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования, детские школы искусств, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения относятся к учебным заведениям.
Права и обязанности педагогических и иных работников учреждений образования устанавливаются актами законодательства, уставами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, заключенными с ними трудовыми договорами.
Основные требования, предъявляемые к сотрудникам учреждений образования определяются квалификационными характеристиками.